Кризисы детского возраста

Тема гармоничного развития личности волнует сегодня не только мамочек, а и всех людей, кто заботится о своем психологическом и душевном комфорте. А если человек еще и родитель, то ему тем более важно знать, как помочь своему ребенку вырасти психологически целостным, а также о этапах развития ребенка, на каких можно не досмотреть, не уследить и таким образом на всю жизнь травмировать и затормозить развитие.

 

shutterstock_96216545_

Что мы называем кризисом детского возраста? Если сказать просто, то кризисом можно назвать любую ситуацию, где человек не знает, как поступить и ему нужна помощь извне. Нужен учитель. В психологии возрастной кризис — это этап в жизни ребенка, который характеризируется острой нехваткой каких-либо чувственно-эмоциональных состояний, внимания и участия родителя. Это ситуация, когда более невозможно следовать старым формам поведения, у ребенка возникает запрос на новые степени свободы, а также эмоциональную поддержку со стороны родителей.

Непрохождение какого-то кризиса в детстве оборачивается негармоничным поведением во взрослом возрасте: обиды и неумение разрешить конфликт, игра в прятки, когда жизнь заставляет решить трудную ситуацию, даже банальное гуляние без шапки в тридцатиградусный мороз в 40 лет.

Почему так происходит? Потому, что, когда ребенок был уже в состоянии определять сам, холодно ему или нет, заботливая мама ему этого делать не дает. И солнечным весенним днем, когда мальчуган в пятом классе собирается на улицу гонять футбол, мама не выпускает его из квартиры с криками «Шапку надень!!!».

Или 25 летняя девушка, которая шагает на свидание через снежные сугробы в рваных джинсах со светящимися коленями и в короткой курточке, потому что она же красавица! — и неважно, что мороз-зима-ветер. Отсюда вытекает первое правило гармоничного воспитания детей:
1. Все, что ребенок может делать сам, он должен делать сам или просит помочь.

g_af2aa23543302b208a43b9ab6ee7af49
В 2 годика малыш стремится сам одеваться? Пусть пробует. И не важно, что он будет возиться со штанишками полчаса. Пусть одевает. Задача мамы или папы — терпеливо подождать, дать ему возможность учиться и оказать помощь, если потребуется. Да, для этого понадобится больше времени, вам придется запастись силой и терпением.

В ритме современной жизни у мамы, кроме воспитания ребенка, есть еще 1000 дел на день. Обычно нам гораздо легче самой завязать крохе шнурки, собрать его в охапку и выходить. Или есть переживание, что он делает все медленно или неправильно. Пусть делает. Дети в первом классе плохо читают и пишут, но мы ведь не ходим в школу учиться за них.

В психологии этот кризис детского развития еще называют «Я сам». Обычно он приходится на 3 года, но часто наступает раньше, когда малыш воюет за право самостоятельно построить пирамидку или испечь пасочку из песка.

Этот принцип касается и других вещей, которые малыш, начиная с определенного возраста, может делать самостоятельно. Начиная с полтора-двух лет, ребенок сам может определить, голоден он или нет, хочет спать или нет, холодно ему или тепло. Если продолжать решать все эти вопросы за него, кризис будет пройден негармонично, и в результате мы часто имеем дело со взрослым человеком, который ведет себя как ребенок.

Вторая часть принципа — «просит помочь». Малыш понимает, что это его обязанность, но в данный момент ему не хватает каких-то навыков или энергии, и он привлекает кого-то. Но ПРОСИТ вас об этом, а не считает, что вы ему должны. Кстати, идея, когда вы уже выросли и считаете, что вам все должны — неважно, кто — мужчина, мама, папа, родина — это иллюзия порожденная непрохождением данного кризиса.

Принцип второй. Установление дружеских отношений между родителем и ребенком.
Бывает, что ребенок приходит из школы и говорит: мам, приди к учительнице, там тебя вызывают. На вопрос «Что случилось?» дети часто даже не рассказывают, в чем дело, говорят: ну просто приди.
Почему так происходит? Ребенок в данном случае занимает безответственную позицию.

Ответственная позиция — это способность определить ситуацию самому, сказать: «Мам, я набедокурил, сделал то-то и то-то, и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Пожалуйста, помоги.» Дружеские отношения между вами и ребенком означают, что он может вам доверить все свои тайны. И вы тоже можете чаду свои тайны, доступны уровню его возраста, рассказать. А если ребенок утаивает, боится, ничего не рассказывает — значит, уже что-то не так.

Третий принцип гармоничного прохождения кризиса такой: ребенок обращается за советом и внимательно выслушивает родителя.

Четвертый принцип. Отсутствие конфронтации, то есть конфликта. Если возникает конфликт, то ребенок уже не знает, как поступить, кризис уже есть. Он вызывает внутреннее напряжение, что тоже является критерием наступившего кризиса. И именно от реакции родителя зависит, застрянет ребенок в этом кризисе или нет, или же вы найдете форму и покажете, как выходить из этих ситуаций.

5. Ребенок сам принимает решения по вопросам, права на которые были переданы ему ранее.
Например, вы с ребенком договорились, что отныне он сам решает, надевать ему шапку на улицу или нет. И больше к этому вопросу не возвращаетесь. Также к тем, сколько раз в день ему есть и когда, в тапочках ходить по квартире или нет, как тепло одеваться. Что еще ребенок в 5 лет может делать сам? Помыться, проследить за нормами ухода за собой в туалете, и много чего другого. И спокойно просить помощи у родителя, если надо.

6. Родитель всегда спрашивает мнение ребенка по тем вопросам, где тот уже самостоятелен и в случае несогласия принимает его позицию или договаривается.
7. Отсутствие табуированных тем в общении с родителями.

Girl_Kises_Mother_002

8. Родитель относится к ребенку как ко взрослой личности с известными ограничениями.
Важно помнить, что когда мы позволяем делать ребенку что-то самому — да, сейчас он делает это медленно и неумело, но чем больше он будет учиться самостоятельности, тем больше времени высвободится у вас в будущем.

Есть также кризис общения со сверстниками. Это может быть и в садике, и в школьном возрасте.
Тут важно научить детей дисциплине, умению себя ограничивать ради достижения какой-то значимой цели.

Ребенок должен понимать, кому нужно то, что он делает. Родителю важно донести до него, что надо это не папе и не маме. Вспомните, когда к вам в 13-14 лет пришли в гости друзья. Как быстро была убрана постель? У кого-то она вообще за две минуты была запихана в шкаф и при первом неосторожном движении вывалена.

Потому, что до этого времени у подростка не сформировалось понимание, что порядок — это как-то удобнее. Все равно во взрослом возрасте ситуация потребует и мыть посуду, и убираться, одному жить самостоятельно и так далее. Почему родителя это обучение самостоятельности так волнует в 7 лет?

Baby boy cleaning the carpet with vacuum cleaner

Если про пользу чистки зубов еще расскажет реклама колгейт, то насчет уборки родителю самому нужно придумать, как донести до ребенка и сделать это его желанным правилом.
Поэтому, папы и мамы, пройдитесь по восьми принципам гармоничного воспитания. Если все хорошо — за вас можно только порадоваться. Если же не все, всегда есть место работе над собой. Главное — с любовью и заботой  ♥

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *